Институт макроэкономических и региональных исследований (ИМРИ) провел исследование, посвященное состоянию развития внутреннего туризма в Узбекистане.
В марте-апреле 2023 года был проведен онлайн-опрос среди 1032 респондентов, включая 46,7% женщин и 53,3% мужчин. Исследование включало 20 вопросов и было основано на методе анкетирования.
Результаты опроса позволили выявить следующие особенности внутреннего туризма в Узбекистане:
- По результатам опроса выявлено, что более половины респондентов (58,5%) совершают внутренние поездки хотя бы раз в год (33,5% – раз в год, 16,6% – раз в 3 месяца, 8,3% – раз в месяц). Тем не менее, 32,3% опрошенных выразили желание путешествовать и увидеть достопримечательности страны.
- Наиболее значимыми препятствиями для развития внутреннего туризма и повышения спроса на туристические услуги являются недостаток денежных средств (24,7% респондентов) и свободного времени (27,0%). У мужчин недостаток свободного времени обусловлен в большей степени занятостью на государственной службе, в то время как у женщин – на государственной службе и уходом за ребенком.
- Среди экономически активного населения наиболее распространен внутренний туризм. Активная категория населения, путешествующая внутри страны, в основном составляет людей в возрасте от 26 до 55 лет (33,4% и 33,6% соответственно). Эта же возрастная группа охватывает большинство населения, желающего путешествовать (37,5% и 33,9%, соответственно).
- Узбекистанцы предпочитают путешествовать в основном с семьей (51,5% опрошенных) и с друзьями (26,0%), что связано с менталитетом населения и значимостью института семьи в обществе.
- Наиболее привлекательными видами туризма для узбекистанцев являются паломнический (53,7% опрошенных), горно-курортный (52,7%), культурно-образовательный (36,4%), оздоровительный (35,8%) и солнечный пляж (35,4%). Среди молодежи (до 35 лет) наблюдается увеличение интереса к экстремальному, спортивному, фестивальному туризму и агротуризму.
Результаты оценки уровня удовлетворенности населения в туристических поездках по Узбекистану были использованы для классификации факторов по степени важности при решении проблемы.
- Первая группа наиболее значимых факторов включает качество автомобильных дорог, цены на проживание в гостиницах и транспортные перевозки, доступ к водоснабжению и санитарным услугам.
- Факторы со средним уровнем неудовлетворенности составляют вторую группу и включают наличие туристических карт и информации, нахождение транспорта, гигиену и санитарию в местах общественного питания, доступ к электроснабжению.
- Третья группа, в которой уровень удовлетворенности относительно высокий, включает информацию о достопримечательностях в интернете, гостиничный сервис, поиск гостиниц и нахождение мест общественного питания.