Архитектурное великолепие Ташкента: Искусство на стенах, оживленное блеском камней

Ташкент уникален не только своей историей и культурой, но и архитектурой. Одной из отличительных черт городского ландшафта является мозаика на домах, которая превращает улицы в яркую галерею под открытым небом и не просто украшает город, но и рассказывает о его истории, традициях и людях.

История мозаики в Ташкенте уходит в советские времена, когда стены общественных зданий, школ, больниц и даже жилых домов были разрушены из-за землетрясения произошедшего 26 апреля 1966 года. Катастрофа уничтожило 181 учебных заведений и 185 медицинских центров. Во время восстановления архитектуры города были привлечены мастера со всех союзных республик, в том числе братья Жарские, что привело к созданию большой культурной кампании, направленной на формирование нового общественного наследия.

Сегодня мозаичное искусство Ташкента — это уникальное сочетание советского наследия и современных тенденций. Многие мозаики повествуют о культуре и обычаях Узбекистана, изображая национальные танцы, музыкальные инструменты, литературные и исторические сюжеты через использование разноцветной керамики, стекла, камня, что позволило создать богатые по текстуре и цвету работы, которые остаются яркими и выразительными по сей день.

Сохранение мозаичных фресок — важная задача для города, ведь они являются частью культурного наследия и привлекают внимание не только туристов, но и исследователей искусства. Некоторые из этих произведений находятся под угрозой из-за реновации или перестройки зданий, что вызывает озабоченность среди местного сообщества и активистов, стремящихся к их сохранению.

В 2022 году решение Хокимията города “освежить” внешний вид зданий, покрыв их краской и цементом, вызвало широкий общественный резонанс. В ответ на возмущения было объяснено, что такое покрытие – это специальный материал, задачей которого является защита мозаик как городских достопримечательностей. Однако вскоре работы были остановлены, а материал – удален с мозаичных фасадов зданий.