Тот, кто в день Навруза празднует и веселится, тот будет жить до следующего Навруза в весельи и наслаждении – Омар Хайям (1965, с. 189)
Навруз заслуженно признан самым древним праздником Нового года в мире, с историей, уходящей в глубь тысячелетий. Даже выдающиеся ученые вроде Абурайхана Бируни и Омара Хайяма, пытаясь разгадать его происхождение, обращались к мифологии и религиозным традициям.
История происхождения этого праздника точностью неизвестна, несмотря на то, что есть много легенд и предположений. По одной из версий, его возникновение связано с зороастрийской религией, которая была распространена на территории современного Ирана и древней Персии. Праздник символизировал победу света над тьмой, добра над злом и начинался в день весеннего равноденствия, когда день и ночь становятся равны, что обычно приходится на 20-21 марта.
Слово “Навруз” происходит от древнеперсидских слов “нав”, что означает “новый”, и “руз”, переводящегося как “свет” или “луч света”. Таким образом, объединение этих слов дает перевод Навруза как “новый свет” или “новый луч”.
Навруз отличается универсальностью среди всех культурных и народных праздников благодаря своей природной основе и глубоким культурным корням. Он имеет астрономическую основу, связанную с весенним равноденствием, что делает его важным событием во всех системах солнечного календаря. С точки зрения культурных традиций, Навруз воспринимается как всенародный праздник, символизирующий пробуждение весны и начало сельскохозяйственных работ.
Сегодня Навруз официально признан праздником и нерабочим днем во многих странах, включая Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Киргизию, Азербайджан, Иран и др. В 2009 году Навруз был включен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, что подчеркивает его значимость и универсальность как символа взаимопонимания и мира между народами мира. Традиции празднования Навруза могут значительно отличаться в разных странах, но объединяющим элементом является атмосфера радости, доброты и гостеприимства. В Узбекистане, например, большое значение придается подготовке праздничного стола, на котором обязательно должны присутствовать блюда из риса, особенно сумаляк — блюдо из пророщенного пшеничного зерна, символизирующее начало новой жизни и благополучие.